Как найти общий язык с подростком
Почему с ребенком-подростком сложно общаться?
Все подростки в возрасте от 11-14 до 16-20 лет проходят кризис сепарации. Ребенок отделяется от родителей, выбирая мир сверстников и самостоятельную жизнь. Друзья в его глазах обретают авторитет, а вот общение со взрослыми дается нелегко. Как итог, внезапные слезы, хлопанье дверьми, обидные слова – мамы и папы чувствуют себя переводчиками с марсианского, пытаясь понять мотивы и поступки своих детей.
Почему так происходит? Первая причина – диссонанс в работе отделов мозга. Префронтальная кора (отвечает за самоконтроль и рациональные решения) развивается вплоть до 25 лет. А лимбическая система (эмоции, импульсы) уже работает на полную. Это объясняет вспышки гнева, сумбурные реакции и неспособность «взвесить риски».
Все подростки в возрасте от 11-14 до 16-20 лет проходят кризис сепарации. Ребенок отделяется от родителей, выбирая мир сверстников и самостоятельную жизнь. Друзья в его глазах обретают авторитет, а вот общение со взрослыми дается нелегко. Как итог, внезапные слезы, хлопанье дверьми, обидные слова – мамы и папы чувствуют себя переводчиками с марсианского, пытаясь понять мотивы и поступки своих детей.
Почему так происходит? Первая причина – диссонанс в работе отделов мозга. Префронтальная кора (отвечает за самоконтроль и рациональные решения) развивается вплоть до 25 лет. А лимбическая система (эмоции, импульсы) уже работает на полную. Это объясняет вспышки гнева, сумбурные реакции и неспособность «взвесить риски».
Вторая причина гормоны. Тестостерон (у мальчиков) и эстроген (у девочек) усиливают эмоциональную чувствительность. Подросток может плакать из-за пустяка или разозлиться на косой взгляд — это не каприз, а физиология.
Третье – это поиск идентичности. А она чаще всего формируется через конфликт. Подросток проверяет границы, поступая наперекор общепринятому, активно ищет ответ на вопрос «кто я?» Экспериментирует с ролями, стилями, увлечениями. Этот поиск может приводить к внутренним конфликтам.
Как общаться с подростком, чтобы наладить отношения?
Замените общие и шаблонные вопросы «Как дела?» и «Что нового в школе?» на конкретику. Например, спросите, какое событие больше всего порадовало подростка, а какое, наоборот, разозлило или огорчило. Конкретные вопросы снижают защитную реакцию и показывают искренний интерес. А в атмосфере доверия ребенок сможет откровенно говорить о своих проблемах и радостях.
Обеспечьте подростку безопасное пространство для самовыражения и поиска себя;
Не читайте переписку, не заходите в комнату без стука, не требуйте паролей от соцсетей. Подростку важно чувствовать контроль над личным пространством. Нарушение границ родителями вызывает у подростков тревогу и агрессию.
Если подросток говорит: «Ненавижу школу!», - не спешите читать ему лекцию о важности образования. Вместо этого посочувствуйте: «Я вижу, ты сильно устал. Расскажи, что происходит?» Такое обращение снизит напряжение. Метод подтвержден в терапии эмоционально-фокусированного общения.
Старайтесь проводить больше времени вместе, несмотря на занятость. Устраивайте совместные ужины, прогулки, походы в кино или просто беседы по душам. Разделите интересы подростка, даже если он увлечен TikTok: «Покажешь, как работает эта штука?»
Что точно нельзя делать, если хотите найти общий язык?
Иногда можно услышать, как родители критикуют своих детей и совершают тем самым большую ошибку. Фразы вроде «ты выглядишь ужасно» или «твои друзья — лузеры» воспринимаются как атака на идентичность. Если родитель пытается «помочь» и демонстрирует ребенку, как им манипулируют друзья, то тут же становится в его глазах врагом. Приняв замечание за личное оскорбление и неуважение к своему выбору, подросток закроется или начнет врать, чтобы избежать осуждения.
Сравнение с другими тоже не добавит душевности общению родителя и подростка. «А вот Маша из параллели уже институт выбрала!» — такие реплики вызывают чувство стыда и бессилия. Подросток начинает верить, что его «настоящего» никто не любит и не ценит.
Многие родители не интересуются мнением ребенка при решении важных вопросов, считая его еще маленьким. С подростками так поступать нельзя. Даже если решение принято, обсудите это с сыном или дочерью: «Как ты к этому относишься? Что насчет твоих планов?». Подростки, чье мнение учитывают, лучше адаптируются к изменениям.
Всегда помните, что подросток — человек, который учится жить в новом теле, с новыми эмоциями и социальными ролями. Уважайте его мнение, даже если оно отличается от вашего. Старайтесь понять его чувства и переживания, не обесценивая их.
Третье – это поиск идентичности. А она чаще всего формируется через конфликт. Подросток проверяет границы, поступая наперекор общепринятому, активно ищет ответ на вопрос «кто я?» Экспериментирует с ролями, стилями, увлечениями. Этот поиск может приводить к внутренним конфликтам.
Как общаться с подростком, чтобы наладить отношения?
Замените общие и шаблонные вопросы «Как дела?» и «Что нового в школе?» на конкретику. Например, спросите, какое событие больше всего порадовало подростка, а какое, наоборот, разозлило или огорчило. Конкретные вопросы снижают защитную реакцию и показывают искренний интерес. А в атмосфере доверия ребенок сможет откровенно говорить о своих проблемах и радостях.
Обеспечьте подростку безопасное пространство для самовыражения и поиска себя;
Не читайте переписку, не заходите в комнату без стука, не требуйте паролей от соцсетей. Подростку важно чувствовать контроль над личным пространством. Нарушение границ родителями вызывает у подростков тревогу и агрессию.
Если подросток говорит: «Ненавижу школу!», - не спешите читать ему лекцию о важности образования. Вместо этого посочувствуйте: «Я вижу, ты сильно устал. Расскажи, что происходит?» Такое обращение снизит напряжение. Метод подтвержден в терапии эмоционально-фокусированного общения.
Старайтесь проводить больше времени вместе, несмотря на занятость. Устраивайте совместные ужины, прогулки, походы в кино или просто беседы по душам. Разделите интересы подростка, даже если он увлечен TikTok: «Покажешь, как работает эта штука?»
Что точно нельзя делать, если хотите найти общий язык?
Иногда можно услышать, как родители критикуют своих детей и совершают тем самым большую ошибку. Фразы вроде «ты выглядишь ужасно» или «твои друзья — лузеры» воспринимаются как атака на идентичность. Если родитель пытается «помочь» и демонстрирует ребенку, как им манипулируют друзья, то тут же становится в его глазах врагом. Приняв замечание за личное оскорбление и неуважение к своему выбору, подросток закроется или начнет врать, чтобы избежать осуждения.
Сравнение с другими тоже не добавит душевности общению родителя и подростка. «А вот Маша из параллели уже институт выбрала!» — такие реплики вызывают чувство стыда и бессилия. Подросток начинает верить, что его «настоящего» никто не любит и не ценит.
Многие родители не интересуются мнением ребенка при решении важных вопросов, считая его еще маленьким. С подростками так поступать нельзя. Даже если решение принято, обсудите это с сыном или дочерью: «Как ты к этому относишься? Что насчет твоих планов?». Подростки, чье мнение учитывают, лучше адаптируются к изменениям.
Всегда помните, что подросток — человек, который учится жить в новом теле, с новыми эмоциями и социальными ролями. Уважайте его мнение, даже если оно отличается от вашего. Старайтесь понять его чувства и переживания, не обесценивая их.